Правила сдачи стоков в централизованные системы канализации
Водоотведение через ЦСВ: кто очищает сточные воды перед сбросом, тот и отвечает за их качество
Абоненты зачастую сбрасывают в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сточные воды ненормативного качества. Как следствие, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вынуждена сбрасывать в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов. Кто отвечает за конечное загрязнение водного объекта?
Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку:
1) загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ;
2) организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ;
3) мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.
Кстати
Если бы ситуация обстояла иначе и организации ВКХ гипотетически могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы:
• нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод;
• требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ;
• платы абонентов за сверхнормативный сброс;
• платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.
Учитывая пределы возможностей очистных сооружений и то обстоятельство, что абоненты зачастую сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов.
В случае если абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды, качество которых не соответствует установленным требованиям (это может быть и превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод, и нарушение требований, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения), это затрагивает и нарушает интересы организации ВКХ.
Какие интересы организации ВКХ могут быть нарушены? Прежде всего экономические (хотя велика вероятность наступления для организации ВКХ негативных административно-правовых последствий).
В пределах рассматриваемой темы экономическими интересами организации ВКХ будут являться интересы, связанные с отсутствием необходимости:
• нести затраты на ликвидацию последствий негативного воздействия сточных вод на объекты ЦСВ;
• вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в «сверхлимитном» размере;
• возмещать вред, причиненный окружающей среде (водным объектам).
Для защиты перечисленных экономических интересов организаций ВКХ, а также в целях охраны окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых в водные объекты через ЦСВ, законодателем придуманы специальные механизмы, которые хорошо известны хозяйствующим субъектам.
Механизмы защиты
Первая группа требований, составляющих механизм защиты интересов организации ВКХ, — различные требования к качеству сточных вод.
Далее идут требования о необходимости внесения разных видов платы за нарушение требований к качеству сточных вод.
Также законом предусмотрен компенсационный механизм, возлагающий на абонентов обязанности по возмещению «внештатных издержек» организации ВКХ:
• фактически причиненный ущерб — если сброс сточных вод абонента повлек разрушение конструкций, сооружений и оборудования ЦСВ и нарушение работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений;
• дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод (платы за НВОС), — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект;
• расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного водному объекту, — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и причинение вреда водному объекту.
Перечень механизмов защиты можно продолжить, но в настоящем материале мы не преследуем цель подробного раскрытия этого вопроса.
Мы лишь пытаемся продемонстрировать следующее:
• организации ВКХ обладают различными инструментами воздействия на абонентов в части регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ;
• закон предполагает, что расходы организации ВКХ, связанные с последствиями сброса в ЦСВ сточных вод ненормативного качества, должны компенсироваться.
Означает ли это, что роль организации ВКХ сводится к минимуму:
• принять сточные воды в ЦСВ;
• проконтролировать их качество;
• очистить, насколько это возможно;
• сбросить в водный объект, не неся ответственность за то, на что организация ВКХ как будто не в силах повлиять?
И организациям ВКХ, и абонентам ЦСВ, и тем более надзорным органам наверняка известно, что это не так. Напомним определение понятия «водоотведение»:
Словарь
Водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ[1].
Организация ВКХ является водопользователем, НВОС которого нормируется и ограничивается разрешительной документацией. А значит, в первую очередь организация ВКХ отвечает за качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
Всевозможные механизмы воздействия на абонентов ЦСВ придуманы не только для того, чтобы защитить интересы организации ВКХ, но и в природоохранных целях.
Сегодня в Федеральном законе № 416-ФЗ содержится важное указание:
Извлечение
из Федерального закона № 416-ФЗ
Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
[…]
4. Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования[2] инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Однако процитированная норма вступила в силу 01.01.2019. До указанной даты можно было выводить обязанность организации ВКХ по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению очистных сооружений лишь из общих требований к охране водных объектов, которые должны соблюдаться любыми водопользователями.
Надо сказать, что требования эти на практике подчас обнаруживали свою несостоятельность (несмотря на весьма императивный характер, как, например, у требований, связанных с установлением лимитов на сбросы только при наличии планов снижения сбросов).
Когда же дело доходит до претензий надзорных органов, адресованных организациям ВКХ по вопросу качества сбрасываемых сточных вод, возмещения вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод ненормативного качества, нередко ключевым аргументом в споре организации ВКХ является довод «вины водоканала в нарушении требований к качеству сточных вод и причинении вреда водному объекту нет».
Если точнее и формальнее: отсутствует причинно-следственная связь между действиями организации ВКХ и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.
Логика основана, в частности, на том, что качество сточных вод не совсем подвластно организации, осуществляющей водоотведение; качество сточных вод — в первую очередь дело рук абонентов (в совокупности и по отдельности). Следовательно, организация ВКХ не должна нести ответственность за причинение вреда водному объекту.
Многие арбитражные суды считают иначе, указывая, что организации, осуществляющие водоотведение, должны обеспечивать очистку сточных вод, а также должны совершенствовать системы очистных сооружений — на то они и организации ВКХ.
Рассмотрим в качестве примера одно из дел.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2019 по делу № А51-8049/2018
Во время проверки, проведенной в отношении водоканала, орган госэконадзора обнаружил, что сточные воды, принимаемые от абонентов и сбрасываемые в водный объект, содержат загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные требования.
Сброс сточных вод в водный объект приводит к нарушению нормативов качества вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Водоканал, в числе прочего, настаивал на отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.
Однако арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций постановили:
1) факт причинения водному объекту вреда именно водоканалом доказан самим фактом сброса сточных вод в водный объект с превышением ПДК;
2) действия водоканала носят противоправный характер;
3) имеется причинно-следственная связь между неправомерными действиями водоканала и причиненным вредом водному объекту.
Интересно, как арбитражные суды объяснили наличие причинно-следственной связи, а также вины организации ВКХ в причинении вреда водному объекту:
Суд апелляционной инстанции отметил, что предприятие, зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.
Почвой для этого вывода, на наш взгляд, послужил один из доводов надзорного органа:
[Предприятие — прим. автора] на протяжении 9 лет, взимая плату с абонентов за предоставление услуг водоотведения, не производит очистку принятых сточных вод, не проводит мероприятия, направленные на нейтрализацию негативного воздействия на окружающую среду. Зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных шагов и действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.
Таким образом, и надзорный орган, и арбитражные суды фактически признали организацию ВКХ виновной в том, что она ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по водоотведению: прием, транспортировка и, обязательно, очистка сточных вод.
[1] Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ).
Обслуживание канализации — техническое обслуживание систем
Для поддержания рабочего состояния системы требуется постоянный ремонт и обслуживание канализации. Это сложный комплекс задач, включающий всесторонне обследование, чистку, замену узлов системы. Все работы производятся как в рамках регулярного регламента, так и в качестве текущих, срочных действий.
Необходимо регулярно выполнять положенные действия, вести учет выполненных операций. Процесс обслуживания канализации сложен, он касается внутренних, наружных участков сети. Рассмотрим его внимательнее.
Ожидаемые результаты
Техническое обслуживание систем канализации обеспечивает достижение следующих результатов:
- бесперебойная работа всех участков комплекса;
- подержание всех параметров системы на заданном уровне;
- исключение возможности чрезвычайных ситуаций;
- экономия денег, которые могут быть потрачены на восстановление системы;
- постоянное наблюдение за работой всех участков системы, сбор, анализ информации о ее особенностях или возможностях.
Необходимо учитывать, что обслуживание водопроводных сетей и канализации является обязательной плановой процедурой. Это не разовое мероприятие, а постоянный процесс. Без него успешная эксплуатация канализационных сетей невозможна. Особенностью системы является самотечный характер движения стоков. Нормальная работа возможна только при правильном положении труб, соответствии их пропускной способности расчетным значениям. Без постоянного наблюдения или корректировки элементов сети пользование канализацией станет невозможным.
Какие мероприятия производятся в ходе процедуры
Основным документом, в котором перечислены все необходимые мероприятия, является регламент работ по техническому обслуживанию наружной канализации. Он составлен в соответствии с техническими и санитарными требованиями к эксплуатации систем водоотведения. Кроме этого, учтены нормы экологической охраны. В состав необходимых процедур входят:
- регулярный визуальный осмотр наружных, доступных участков системы;
- своевременная прочистка трубопроводов;
- откачка, чистка септиков (для автономных систем);
- проверка состояния канализации;
- плановая прочистка стояка многоквартирных домов;
- текущий или капитальный ремонт оборудования или трубопроводов, входящих в состав общественных или промышленных систем;
- аварийные работы, промывка или чистка трубопроводов и колодцев;
- контроль герметичности центрального коллектора и отводящих линий.
Обслуживание канализационных систем может производиться только работниками, имеющими специальную подготовку и соответствующий допуск к подобным работам. Все действия выполняются согласно плана мероприятий, составленного по требованиям регламента. Выполненные действия отмечаются в журнале, указываются обнаруженные недочеты, принятые меры и состояние по окончании работ.
Ремонт коллектора и наружных элементов
Ремонт, обслуживание канализации включает в перечень работ ежегодную проверку состояния коллектора. Решаются следующие задачи:
- осмотр колодцев, замена верхних и нижних люков (по необходимости);
- проверка состояния и замена скоб в колодцах. При необходимости производится установка дополнительных опорных элементов;
- проверка состояния и восстановление желобов или лотков ливневой канализации;
- осмотр и ремонт горловин ревизионных колодцев;
- замена сальников.
Каждые 2 года выполняется капитальный ремонт коллектора. В состав работ входят:
- ремонт колодцев, при необходимости выполняется полная переделка емкостей;
- замена вышедших из строя труб, входных и выходных участков коллектора;
- ремонт или замена всех задвижек;
- прочистка и мойка накопительных емкостей;
- проверка герметичности резервуаров;
- капитальный ремонт насосов напорных участков системы, рабочих колес;
- замена фильтров;
- замена бактерий в резервуарах очистных систем.
Все эти мероприятия необходимо производить как для общественных, так и для частных канализационных систем (с поправкой на особенности конструкции).
Методы очистки канализации
Обслуживание и ремонт систем канализации представляют собой сложный комплекс мер. Помимо других процедур, производят прочистку трубопроводов и резервуаров. Это ответственные процедуры, благодаря которым устраняют аварийные ситуации и восстанавливают расчетное сечение труб. В составе сточных жидкостей находится большое количество жира и органики, которые образуют наслоения на стенках. К ним прилипают твердые частицы, толщина слоя понемногу увеличивается и постепенно полностью перекрывает просвет трубы. Возникает засор, который приходится пробивать в аварийном порядке. Техническое обслуживание канализации включает также плановую промывку труб. Эта процедура может быть выполнена разными способами:
- механическая прочистка. Эффективный метод, дающий ожидаемый результат в большинстве случаев. Производится вручную или с помощью специального оборудования;
- промывка струей воды под давлением. Процедура, способная устранить самые сложные засоры. Используются специальные автомобили, на шасси которых установлен насос, резервуар с водой. В трубу вводится шланг с металлическим съемным наконечником. В нем сделаны отверстия, направленные в разные стороны. Реактивная сила от струй продвигает шланг по трубе, а потоки воды размывают засор;
- термическая прочистка. Напоминает предыдущий способ, но вместо воды применяется перегретый пар. Методика весьма эффективна при устранении вязких жировых засоров. требует соблюдения правил безопасности, так как при работе в колодце возможен термический ожог;
- химическая прочистка. В трубу закачивается определенный химический состав, способный растворить или связать наслоения на стенках труб. Процедура дорогая, применяется только в отдельных случаях.
Обслуживание канализационных сетей может состоять сразу из нескольких способов прочистки, так как природа возникшего засора не всегда определяется с первого раза. Приходится пробовать разные способы прочистки, пока не удастся добиться удаления пробки. Обычно начинают с самого простого метода, постепенно переходя к более сложным.
Обслуживание ливневой канализации
Обслуживание сетей канализации ливневого назначения заключается в очистке приемных резервуаров от песка, мусора и прочих посторонних предметов. Кроме этого, выполняются работы по замене изношенных лотков, подземных труб, прочих элементов. Выполняются технические работы на напорных участках системы — ремонт насосов, замена фильтров. Производится осмотр, проверка состояния металлических деталей, склонных к коррозии.
Специфика работы ливневых систем носит сезонный характер. Это означает, что в течение некоторого времени внутренняя полость труб пустует. Там могут поселиться грызуны, птицы, накопиться мусор. Проверка состояния каналов или дождевых коллекторов позволяет вовремя обнаружить нежелательные элементы, сразу удалить их из системы. Эти работы выполняются осенью, после завершения сезона дождей. Вторая проверка производится весной, перед началом активного таяния снега.
Видеообзор:
Условия приема сточных вод в канализационные сети 04.10.2018 – Расположен в: СЕПТИКИ
Возможность приема различных категорий сточных вод в канализационные сети раздельной и общесплавной систем канализации определяется исходя из состава загрязнений этих вод и целесообразности совместной их очистки с учетом санитарно-гигиенических и технико-экономических показателей (табл. 1.1).
Бытовые и загрязненные производственные сточные воды не должны поступать в дождевую сеть, предназначенную для отведения только атмосферных вод, а воды от фонтанов, дренажей и от поливки улиц — в сеть бытовых или производственно-бытовых вод.
Совместные отведение и очистка бытовых и производственных сточных вод, как правило, являются наиболее целесообразными по техникоэкономическим показателям, однако в ряде случаев оказываются недопустимыми из-за наличия в производственных сточных водах вредных и ядовитых веществ.
Поэтому при проектировании совместного отведения бытовых и производственных сточных вод следует в каждом случае исходить из качественного состава загрязнений производственных сточных вод и возможности образования в смеси сточных вод концентраций вредных веществ, опасных для обслуживающего персонала и нарушающих биологические процессы очистки. Предельные допустимые концентрации (ПДК) различных ядовитых веществ приводятся в СНиП, в правилах технической эксплуатации канализации и правилах приема производственных сточных вод в общегородские канализации, издаваемых республиканскими министерствами коммунального хозяйства.
Содержание радиоактивных элементов в сточных водах регламентируется санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.
Производственные сточные воды могут быть приняты в раздельную или общесплавную сети, если они не содержат токсических органических загрязнений. В тех случаях когда совместное отведение бытовых и производственных вод не удовлетворяет указанным условиям, они отводятся и очищаются раздельно и могут быть приняты в канализационные сети только после предварительной очистки (см. раздел пятый).
Условия приема сточных вод в канализацию
Сточные воды мелких предприятий, а также местной и пищевой промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов (например, картофелекрахмальной, молочной, пивоваренной и др.) могут приниматься в городские канализации без ограничения и в ряде случаев без предварительной обработки.
Сточные воды некоторых предприятий, например мясокомбинатов и кожевенных заводов, могут быть приняты в городские канализации только после их предварительной обработки и обеззараживания в целях предохранения от попадания патогенных бактерий.
В городские канализации не принимают без предварительной очистки производственные сточные воды, содержащие жиры, масла, смолы, бензин, нефтепродукты, ядовитые вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке и сбросу в водоемы, нерастворимые примеси с большим удельным весом, а также воды с волокнистыми и объемными примесями, которые засоряют и закупоривают сети, затрудняют работу насосных станций, нарушают процессы биологической очистки сточных вод и обработку осадка, а также оказывают разрушающее (корродирующее) действие на материал труб и элементы сооружений канализации.
Температура производственных сточных вод не должна быть выше 40° С. Не допускается также сброс воды, которая может выделять ядовитые или взрывоопасные газы, а также стоков предприятий тяжелой промышленности, заводов черной металлургии, рудообогатительных фабрик, машиностроительных и химических комбинатов.
Производственные сточные воды в смеси с бытовыми при подходе к биологическим очистным сооружениям не должны иметь активную реакцию pH ниже 6,5 и выше 9 и не должны иметь концентрацию взвешенных веществ и всплывающих примесей более 500 мг/л.
На сетях производственных канализацией со стоками кислыми, радиоактивными или выделяющими взрывоопасные газы, необходимо устанавливать соответствующие анализаторы, показания которых могут передаваться на расстояние. При нарушении абонентами правил спуска сточных вод в общегородские сети контрольные приборы должны дать соответствующий сигнал и импульс на закрытие задвижки на выпуске сточных вод.
Материалы взяты из книги «Канализация». Благодарим авторов за столь полезный контент.
Регламентация приема сточных вод в систему канализации
В настоящее время разработаны правила приема сточных вод в систему канализации для очистных сооружений городских поселений. Они во многом различны и составляются индивидуально в зависимости от объемов и состава сточных вод, а также условий сброса в водоемы. Правила регулируют отношения между абонентами и организациями в сфере оказания услуг по отведению и очистке сточных вод.
Правила разрабатываются на основе ВК РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 12.02.1999 № 167, и других нормативных правовых документов.
- — обеспечивать безаварийную работу канализационных сетей, очистных сооружений, насосного и технологического оборудования и сооружений канализации, а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах; безопасность обслуживающего персонала, охраны здоровья и жизни населения;
- — реализовывать мероприятия по уменьшению объема отводимых сточных вод и количества содержащихся в них загрязняющих веществ по каждому абонентскому присоединению;
- — соблюдать установленные нормативы сброса очищенных сточных вод в природные водные объекты.
Важно отметить, что не допускается прием дренажных вод и поверхностного стока с территорий абонентов в систему коммунальной канализации.
Объемы водоотведения устанавливаются исходя из фактического объема сбрасываемых сточных вод согласно представленному балансу водо- потребления и водоотведения за вычетом сброса нормативно-чистых вод от охлаждения и ливневых вод.
Исходя из этого, формируются требования (нормативы) к сточным водам, принимаемым в систему канализации. За превышение нормативов по качественному и количественному составу загрязняющих веществ применяются по отношению к соответствующим абонентам повышенные тарифы и цены в соответствии с действующим законодательством.
В систему канализации разрешается прием сточных вод, которые не вызывают:
- — нарушения работы канализационных сетей, насосного и технологического оборудования очистных сооружений;
- — загрязнения сточными водами и их осадками территории и водных объектов — приемников сточных вод;
- — выбросы вредных веществ в атмосферу, а также не нарушают требования к безопасной эксплуатации сооружений, к охране жизни и здоровья населения и обслуживающего персонала организации ОАО «Раменский водоканал».
В систему канализации запрещается сбрасывать:
- — вещества и материалы, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на их стенках, в том числе строительные и твердые бытовые отходы и мусор, окалину, волокна, шламы, осадки от локальных очистных сооружений, иные производственные и хозяйственные твердые отходы, грунт, песок, известь, гипс, металлическую стружку и т.п.; нерастворимые в воде жиры, масла, смолы, мазут;
- — концентрированные кислоты органические и минеральные, щелочи, моторные и кубовые растворы отработанных электролитов и др.;
- — вещества, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях взрывоопасные, горючие и токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, цианистый водород и др.), пары летучих органических соединений, растворители (бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорме- тан, четыреххлористый углерод и др.);
- — биологически трудно окисляемые органические вещества;
- — биологически «жесткие» поверхностно-активные вещества;
- — опасные бактериальные загрязняющие вещества и вирусы;
- — сточные воды с зафиксированной категорией токсичности «гипертоксичная».
Категорически запрещены залповые сбросы в канализацию сточных вод с фактическими концентрациями загрязняющих веществ, превышающими допустимые концентрации более чем в 100 раз, и высокой агрессивностью (pH менее 2 и более 12).
Также в систему канализации запрещается сбрасывать сточные воды:
- — температурой свыше 40°С;
- — со значение pH, лежащим вне интервала 6,5—9,0;
- — имеющие кратность разбавления больше или равную 1:11, при которой исчезает окраска в столбике 10 см;
- — с отношением ХПК к БПК5 более 2,5 или ХПК к БПКполн более 1,5;
- — с общей минерализацией выше 1000 мг/л;
- — имеющие степень токсичности выше 1;
- — с содержанием взвешенных веществ выше 200 мг/л (возможна корректировка этого значения);
- — с суммарным содержанием сульфидов выше 1,5 мг/л; содержащие вещества, на которые не установлены ПДК в воде природных водных объектов — приемников сточных вод;
- — содержащие вещества, особо опасные, в том числе токсичные (гипер- токсичные), а также вирулентные и патогенные микроорганизмы и вирусы, возбудители инфекционных заболеваний, радионуклиды;
- — содержащие поверхностный сток (ливневые и талые воды);
- — не загрязненные в производственных процессах (нормативночистые);
- — содержащие вещества, превращение (трансформация) и взаимодействие которых может привести к образованию загрязнений.
Кроме того, запрещен сброс в систему канализации сточных вод свинокомплексов, птицефабрик, предприятий и ферм но выращиванию крупного и мелкого рогатого скота, других сельскохозяйственных животных.
Запрещен залповый сброс в систему канализации сточных вод, в которых выявлены более чем 100-кратное превышение установленной допустимой концентрации по любому виду загрязнений и высокая агрессивность (pH менее 2 и выше 12).
Необходимо принимать во внимание возможности взаимодействия компонентов стоков: не допускается объединение сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых или взрывоопасных газов, большого количества нерастворимых веществ (например, содержащих соли щелочноземельных элементов и щелочные растворы, соду и кислые воды, сульфид натрия и щелочные воды, хлор и фенолы и т.п.).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод разработаны с учетом следующих условий:
- — соблюдения на выпуске очистных сооружений нормативов сброса загрязняющих веществ в водный объект — реку рыбохозяйственного значения (ПДКрыбх03) и соблюдения нормативов Временно согласованного сброса, установленных органами Минприроды России:
- — для обеспечения параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях города;
- — технической и технологической возможности очистных сооружений очищать сточные воды;
- — защиты сетей и сооружений канализации, исходя из требований к регламенту их эксплуатации (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния загрязняющих веществ на материал труб, колодцев, оборудования);
- — состава бытового стока абонентов жилого сектора, в собственности или оперативном управлении которых находится жилой фонд.
В качестве примера можно привести утвержденные Раменским водоканалом нормативы качества вод, принимаемых канализацией (табл. 6.13).
Допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах предприятий и организаций ОАО «Раменский водоканал»