Котлы на жидком топливе
Жидкотопливные котлы — дизельные котлы (на солярке, дизтопливе)
Популярное, отметьте нужное:
Производители дизельных котлов
Мощность: 0 — 13 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520
Мощность: 0 — 17 кВт, отапливаемая площадь: до 170.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520
Мощность: 0 — 16.8 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 700x325x602
Мощность: 0 — 21 кВт, отапливаемая площадь: до 210.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520
Мощность: 15 — 15 кВт, отапливаемая площадь: до 150.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 930x365x650
Мощность: 13 — 13 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 781x370x683
Мощность: 17 — 17 кВт, отапливаемая площадь: до 170.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 781x370x683
Мощность: 0 — 19.8 кВт, отапливаемая площадь: до 190.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 700x325x602
Мощность: 19.8 — 19.8 кВт, отапливаемая площадь: до 190.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 920x360x640
Бытовые отопительные котлы на жидком топливе
Котлы на жидком топливе позволяют сделать отопление дома полностью автономным от центральной магистрали газопровода. Они используются как для отопления помещений, так и для подогрева воды. Существует множество моделей, поэтому перед покупкой необходимо разобраться в особенностях их установки и эксплуатации.
Преимущества и недостатки оборудования
Отопительные котлы на жидком топливе делают дом полностью автономным в схеме обогрева и подачи горячей воды. Они имеют свои плюсы и минусы, о которых следует знать. К числу основных преимуществ относятся следующие:
- лёгкость в установке;
- простота в эксплуатации и обслуживании;
- автоматическая подача горючего;
- отсутствие необходимости получения специального разрешения на установку;
- высокая мощность и эффективность;
- возможность использовать для отопления как жилых, так и производственных помещений;
- котлы полностью автоматизированы.
В данном видео рассмотрим котлы на жидком топливе:
При необходимости вид топлива можно сменить, для этого нужно заменить форсунку. Устройства отличаются высоким уровнем КПД. Основные недостатки следующие:
- шум во время работы;
- необходимость создания отдельного помещения для котла и хранения топлива;
- наличие бесперебойного электроснабжения;
- необходимость установки дымохода.
Стоимость жидкого горючего довольно высокая. Несмотря на все недостатки, такие котлы пользуются спросом.
Принцип действия и устройство
Жидкотопливные устройства работают по такому же принципу, как и газовые. Главное отличие заключается в применении форсунки (вентиляторной горелки). Котёл имеет следующие конструктивные элементы:
- общий корпус;
- горелка;
- блок управления;
- камера сгорания;
- дымоход;
- теплообменник.
В комплектацию входит также и насос, который отвечает за подачу топлива в специальный резервуар. Для улучшения эффективности некоторые производители комплектуют устройство пластинами теплообмена и дымоходными трубами.
Блок управления полностью автоматический. Корпус полностью теплоизолированный. Это повышает эффективность работы устройства, а также минимизирует теплопотери. Снаружи котёл обклеивается специальной плёнкой, которая остаётся холодной даже при нагреве агрегата, поэтому риск получить ожоги отсутствует.
Разновидности котлов
Все модели можно разделить на несколько групп в зависимости от принципа работы и используемого топлива. Существует два принципа сжигания топлива:
- Испарение жидкого топлива происходит с поверхности чаши. Само горючее сгорает медленно, поэтому объем испарений довольно большой. Чаще всего такой принцип действия встречается в самодельных устройствах.
- Применяется факельная горелка. Горючее так же, как в первом способе, проходит через пиролиз. Однако смесь подготавливается, испаряется и сжигается непосредственно в пламени факела.
Котлы с факельной горелкой являются более универсальными. Чаще всего они применяются для отопления загородных домов. Они могут работать на:
Устройства, которые имеют предварительное испарение, не могут сжигать солярку и газ. Агрегаты для отопления можно также разделить на заводские и самодельные. Первые являются более безопасными и эффективными.
Критерии выбора устройства
Бытовые котлы на жидком топливе изготавливаются как европейскими, так и отечественными компаниями. Во время выбора следует обращать внимание на основные характеристики устройства. Нужно учитывать:
- мощность;
- цену;
- функциональность;
- наличие дополнительных функций.
Оптимальную мощность устройства должен рассчитывать специалист. Функциональность агрегатов проявляется в том, что одноконтурные модели направлены только на обогрев. Двухконтурные могут не только отапливать, но и подключаться к ГВС.
Цены на жидкотопливные приспособления разные. Дороже всех стоят модели немецкого производства, большинство из них относится к премиум классу. Средняя ценовая категория представлена устройствами из Кореи. Они имеют многоуровневую защиту и являются полностью автоматизированными. Самыми доступными являются модели отечественного производства.
Немаловажным фактором во время выбора отопительного прибора является сама марка производителя. Самой популярной является продукция следующих производителей:
Выбор конкретного устройства зависит напрямую от бюджета и желания хозяина. Отечественные модели ничем не уступают европейским. Они не прихотливы к сырью и оснащены автоматическим управлением.
Виды жидкого топлива
Список разновидностей жидкого горючего довольно обширный. Выбор конкретного типа зависит от модели котла. Чаще всего используется:
- мазут;
- дизельное топливо;
- керосин;
- отработанное масло.
Мазут и дизельное топливо довольно лёгкие виды горючего. Их легко транспортировать и хранить. Ввиду невысокой вязкости топлива оно сгорает максимально эффективно. Минимальное количество золы и серы в составе обеспечивает сохранность оборудования и минимизацию выбросов в окружающую среду.
При выборе горючего для отопительного котла на жидком топливе следует обращать внимание на вязкость и количество серы в составе. Цена на продукт с низким содержанием серы выше, но его использование имеет преимущества:
- экономичный расход;
- низкие затраты на обслуживание и ремонт оборудования;
- минимальное количество вредных выбросов в атмосферу.
На топливе нельзя экономить. В противном случае придётся постоянно менять форсунок, топливный фильтр и чистить баки от осадков.
Особенности эксплуатации
Чтобы котлы отопления на жидком топливе работали эффективно и исправно, необходимо придерживаться основных рекомендаций по эксплуатации. Нужно постоянно следить за количеством горючего в котле.
Периодически проводится технический осмотр и уход за устройством. Проводить очищение и детальный осмотр на предмет повреждений рекомендуется проводить не реже, чем 2 раза в год. Первый осмотр проводится перед началом отопительного сезона, а второй сразу после его окончания.
Важным нюансом является использование только качественного топлива и установка специального фильтра для его очистки. Периодически нужно проверять целостность ёмкостей, в которых хранится жидкое горючее.
Котлы на жидком топливе длительного горения при правильной эксплуатации могут служить на протяжении длительного периода. Важно вовремя проводить технический осмотр и устранять неполадки. Только в этом случае эксплуатация устройства будет не только эффективной, но и безопасной.
Жидкотопливные котлы отопления: вся сермяжная правда о расходе топлива и эксплуатационных затратах
Современные котлы отопления на жидком топливе, несмотря на техническое совершенство и способность эффективно отапливать здания в отсутствие подключения к магистрали централизованного снабжения природным газом, редко встречаются в наших домах. При этом в странах Западной Европы, обладающих более развитой инфраструктурой и трепетно относящихся к проблемам экономии, процент подобного оборудования в общей массе теплогенераторов выше. Предлагаем разобраться вместе, чем хорош и чем плох жидкотопливный котел отопления (ЖТКО) и в каком случае его установка в отечественных условиях себя оправдывает.
На каких видах жидкого топлива работают жидкотопливные теплогенераторы
Бытовые (промышленных это не касается) ЖТКО способны работать на следующих видах топлива:
- Дизельное топливо — наиболее качественный, но и дорогой вид жидкого топлива. Эксплуатационные затраты при его использовании сравнимы, а при некоторых условиях и выше, чем при отоплении электроэнергией и сжиженным газом.
- Топливное масло или нефтяное печное топливо — продукт перегонки нефти, схожий с дизтопливом, но получаемый из более тяжёлых фракций. Его теплотворная способность на 15-20% ниже, зато цена почти в два раза меньше. Топливное масло нуждается в более тщательной фильтрации, чем «солярка».
- Биотопливо — растительные горючие масла, как правило, используются в смеси с дизтопливом или нефтяным маслом. Характеристики растительных масел схожи с нефтяными, стоимость несущественно ниже.
- «Отработка» — отслужившее техническое смазочное масло, слитое из механизмов. Для автопредприятия, СТО, базы сельхозтехники это находка, ведь топливо ничего не стоит. Частникам редко удаётся найти дешёвый и постоянный источник отработанного масла.
Теплообменники жидкотопливных котлов
Теплообменник — устройство, в котором происходит сгорание топлива и нагрев теплоносителя. В современных котлах он имеет развитое оребрение, позволяющее отбирать максимальное количество тепла в процессе горения. Появились и конденсационные ЖТКО с дополнительной секцией теплообменника, позволяющей утилизировать вторичное тепло отходящих газов. Циркуляция теплоносителя организована по принципу «водяной рубашки».
Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна либо стали. Чугунные дороги, тяжелы, боятся термических и механических ударов, зато при аккуратном обращении очень долговечны, служат не менее полувека.
Даже стальные теплообменники жидкотопливных котлов весьма тяжелы, не говоря уж о чугунных, поэтому ЖТКО выпускаются только в напольном исполнении.
Вентиляторные горелки и управление ими
- Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка — сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.
Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.
- Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.
Типы жидкотопливных котлов
О различии горелок по типу топлива мы уже упомянули, о наличии разных ступеней мощности тоже. Пару слов о форм-факторе котлов: горелка может располагаться внутри корпуса теплогенератора либо снаружи. Во втором варианте она является легкосъёмной и может быть за пару часов заменена на газовую. Ещё пару десятков лет назад универсальные теплогенераторы газ/жидкое топливо считались рациональным выбором. Но сегодня, когда появилось конденсационное газовое оборудование с модулируемыми горелками, а универсальные котлы из-за невозможности изменения конструкции теплообменника существенно уступают им по КПД, двухтопливное решение уже нельзя назвать актуальным.
По возможности нагрева воды для горячего водоснабжения ЖТКО делятся на:
- Одноконтурные, имеют только контур для нагрева теплоносителя.
- Двухконтурные с проточным нагревателем, горячая вода проходит непосредственно через выделенную секцию водяной рубашки.
- Двухконтурные со встроенным бойлером.
На заметку: дороже обойдётся, но даст наиболее комфортное горячее водоснабжение установка пары одноконтурный котёл + накопительный водонагреватель косвенного нагрева (бойлер) литров на 100-150.
Сколько топлива потребляет ЖТКО и насколько это дорого
Производители зачастую «стесняются» указывать «аппетиты» своих теплогенераторов. Но мы сможем прикинуть приблизительный расход топлива для жидкотопливного котла отопления самостоятельно. На максимальном режиме горелка потребляет количество дизтоплива, примерно равное её мощности, делённой на 10. То есть, котёл (горелка, если точнее) 20 кВт «скушает» 2 литра «солярки» за час непрерывной работы или 48 в сутки. 20 кВт — этого вполне достаточно для дома площадью 200 м2 в климатических условиях Центральной России. Итак, примем, что 3 месяца в году котёл работает с нагрузкой 75% от максимальной, 3 месяца — 50% и ещё 3 — 25%. Итого получаем 6480 литров за отопительный сезон. Добавим 10% на горячее водоснабжение, получим 7 128 литров или 7,1 м3. Топливного масла потребуется больше, 8,550 литров или 8,5 м3. Нужно понимать, что это очень усреднённые данные, они не учитывают ни уровень исполнения самого котла, ни степень утепления дома. Эффективно теплоизолировав здание снаружи, расход топлива можно уменьшить раза в два, а перейдя на низкотемпературный режим — ещё на четверть.
Про цену топлива говорить не будем, она постоянно меняется и зависит от региона. Чтобы точно просчитать эксплуатационные расходы, нужно найти местных оптовых поставщиков и узнать, в какую сумму обойдётся загрузка того или иного вида топлива в хранилище с учётом транспортных расходов. К слову, в отличие от «солярки», топливное масло не везде и не всегда можно приобрести.
На заметку: в эксплуатационные расходы также следует включить цену замены фильтров, хотя это и несопоставимо меньше самого топлива.
Где и как хранить топливо
Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом — это значит бензовозом. Самый маленький — на шасси «Газели», вместимость его цистерны — 1,3 м3. Следующий — шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.
Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.
Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости — стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.
На заметку: следует учитывать, что топливохранилище должно иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта.
Плюсы и минусы ЖТКО
Собственно, мы уже упомянули все достоинства и недостатки жидкотопливных котлов, но на всякий случай повторим их:
- Высокая степень автоматизации, возможность создавать максимальный тепловой комфорт.
- Полная автономность от других источников энергии (помимо электроэнергии, но потребности в ней невелики, можно обойтись генератором)
- Высокие эксплуатационные расходы.
- Необходимость иметь вместительное топливохранилище, не допускать замерзания его и трубопроводов.
- Вентиляторные горелки довольно сильно шумят, через стенку хорошо слышна их работа.
- ЖТКО следует располагать в отдельном помещении с хорошей вентиляцией, желательно никак не связанным с жилыми помещениями — «аромат» дизтоплива неистребим.
Итак, кто же установит в своём доме ЖТКО? Во-первых, тот, у кого нет и в ближайшей перспективе не предвидится прокладка газопровода. Во-вторых, человек не бедный, предпочитающий заплатить больше денег, но получить комфортные условия проживания. В-третьих, тот, в чьём доме отсутствуют достаточные для организации альтернативного отопления электрические мощности, а топить дровишками его не устраивает.
В заключение скажем, что жидкотопливные котлы — довольно сложная техника, требующая профессионального обслуживания. Поэтому установку, подключение и сервисные работы должны проводить специалисты, обладающие соответствующей квалификацией.
Котлы отопления на жидком топливе
Какими бывают котлы отопления на жидком топливе: какие различия в конструкции влияют на цену и производительность прибора. Изучим устройство горелки, способ монтажа и глубину всасывания топлива у котла на дизельном топливе.
- 1 из 1
На фото:
Котлы на дизельном топливе технически схожи с газовыми (за исключением конструкции горелки). Однако внутри собственной «семьи» приборы имеют различия.
Котлы на дизельном топливе различаются по типу горелки, способу монтажа и глубине всасывания топлива.
Тип горелки
Горелки для котлов на жидком топливе могут быть встроенными или навесными.
- Встроенные горелки жестко «привязывают» агрегат к одному типу топлива — обычно это солярка.
Мазут и другие альтернативные виды горючего из-за низкой эффективности и вреда, наносимого окружающей среде, практически не используются. Многие производители даже не рассматривают мазут в качестве предполагаемого топлива и не выпускают оборудование, которое могло бы работать на нем.
- 1 из 3
На фото:
По внешнему виду жидкотопливный котел напоминает миниатюрный холодильник.
Какая горелка? Различают два типа горелок для котлов: атмосферные и дутьевые. Однако в дизельных котлах горелки могут быть только дутьевыми (наддувными), то есть с принудительной подачей воздуха при помощи вентиляторов. В их работе атмосферных горелок используется естественный приток воздуха за счет создаваемого в топке разрежения. В котлах на жидком топливе атмосферные горелки не устанавливаются.
На фото: жидкотопливная горелка Sun G от фабрики Ferroli.
- Навесные горелки делают отопительный котел универсальным: коль скоро он ничем не отличается от газового, то перейти с солярки на магистральный или сжиженный газ и наоборот при необходимости можно, просто сменив горелочное оборудование. Это делается легко и быстро и не требует существенных денежных затрат — не считая, конечно, того, что придется покупать не одну, а две горелки. Однако способность работать сразу на трех видах топлива является несомненным достоинством такого устройства.
Способ монтажа
Теоретически все водогрейные котлы могут быть навесными (настенными) или напольными.
Как несложно догадаться, первые обладают меньшим весом, чем вторые, а также меньшими мощностью и производительностью. Проще говоря, навесные котлы более компактны и удобны, однако отапливаемая ими площадь ограничивается, как правило, 300–350 м2. Тем не менее настенные дизельные котлы, в отличие от газовых, в продаже не встречаются. Возможно, это связано с тем, что агрегаты на жидком топливе в целом менее популярны, чем газовые.
- 1 из 1
На фото:
Стальной отопительный котел настенного монтажа.
Глубина всасывания топлива
Этот параметр является важным при выборе котла на жидком топливе. Он зависит от таких характеристик, как мощность топливного насоса и высота подачи топлива, которую последний может обеспечить.
Баки для хранения жидкого горючего в целях безопасности часто убирают под землю. Таким образом, глубина всасывания (забора топлива) будет определять максимальную высоту бака и возможное место его установки.
Наличие конденсационной камеры
Некоторые агрегаты, работающие на жидком топливе, оснащаются конденсационной камерой, которая повышает их КПД. Такие котлы на жидком топливе в точности повторяют газовые конденсационные аналоги.
- 1 из 1
На фото:
Пример жидкотопливного конденсационного котла.
Материал теплообменника
Теплообменники дизельных котлов, как и газовых, выполняются из чугуна, стали или меди. Чугун считается самым долговечным, однако изготовленные из него детали имеют наибольший вес. Кроме того, чугун отличается низким коэффициентом теплопередачи, что негативно отражается как на КПД, так и на производительности котла. Стальные теплообменники менее долговечны, поэтому их применяют только в сравнительно маломощных и недорогих агрегатах: они обеспечивают вполне приемлемую — для данной категории оборудования — производительность. Медь обладает наиболее высоким коэффициентом теплопередачи, более чем в 8 раз превосходя по этому параметру чугун и более чем в 7 раз — сталь. Однако медные теплообменники боятся перегрева: из-за него вся конструкция может попросту разрушиться. Поэтому им необходимы специальные датчики автоматики управления и безопасности. Медь используется в основном в дорогостоящих водогрейных котлах повышенной мощности.